Никола Зимний

занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп



В зал входят дети, родители. Они рассаживаются на заранее приготовленные стулья. Часть зала отгорожена занавесом. За ним — интерьер крестьянской избы. Входит ведущая — воспитатель группы. Звучит фонограмма колокольного звона.




Ведущая: 

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. День становится все короче и короче, и вот, наконец, «сама идет волшебница-зима». Первые, самые сильные морозы бывают на зимнего Николу — 19 декабря. Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Снег все больше укрывает землю, появляются первые сугробы. Дети очень рады снегу.

Почему дети радуются снегу?

Какую работу выполняли зимой мужчины в деревне?

Какую работу выполняли женщины?

Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали. Женщины трепали лен, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.

В народном календаре зима — самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения? Играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год, Рождество. Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами сейчас заглянем на огонек.



Занавес открывается, горят свечи, ведущая входит в избу.




Ведущая:

Зимний вечер темен, долог,

Насчитаю сорок елок,

То носочек повяжу,

То немного попряду.

Позову-ка я ребят на посиделки!

Будут песни, будут пляски

и игра в горелки.

Эй, девчонки-девчушки,

Веселушки, хохотушки!

Эй, мальчишки-молодцы,

Озорные удальцы,

Приходите поплясать,

Зимний вечер скоротать!

Входят дети с угощением.

Дети. В избу твою жаркую

Мы пришли с подарками.

Ведущая:

Проходите, гости дорогие, проходите.

Милости прошу. Проходите да усаживайтесь.

(Дети рассматривают угощение). Ой, ребята, молодцы, как подарки хороши. Пирожки и калачи прямо только из печи.

А сейчас сядем рядком да поговорим ладком. Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства. А скажите мне, детушки, что это за обычай, как принимали гостей? Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. Если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб, соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба-соли откушать». А еще, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто-то строил избу — помогали все. Не забывали стариков, детей-сирот — приносили им пищу, вместе убирали урожай.

А сейчас, детушки, давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.

Хозяин весел — и гости радостны.

Гость доволен — и хозяин рад.

Гостю щей не жалей, погуще влей!

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Что ни есть в печи, все на стол мечи!

Много гостей — много и новостей.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе дело два века живет.

С миру по нитке — голому рубашка.

Добра желаешь, добро и делай.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Как аукнется, так и откликнется.

Когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нем всюду.

Ведущая: Запомните, дети, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. Ведь недаром пословица молвится: «Как аукнется, так и откликнется».

А сейчас, мальчишки,

В круг вставайте поскорей

Да пляшите веселей.



Мальчики повязывают платочки.



Мальчики:

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться,

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Хором:

Ой, бяда, бяда, бяда,

В огороде лебяда,

Черемуха белая,

Что любовь наделала.

Мальчики: Моя милая красива,

За рекой она жила,

Захотела повидаться,

В решете переплыла.

Я нашел себе невесту,

Говорят, богатая.

Две подружки у нее

И коза рогатая.

Я вам, дедушка Иван,

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А по лужам босиком

Прыгали девчушки.

Я иду, иду, иду,

Собаки лают на пруду.

Какого шута лаете?

Ведь вы меня не знаете.

Ведущая:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Девочки:

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

Хором:

Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших у ворот

Все идет наоборот.



Не ругай меня, мамаша,

За помаду и духи,

Ведь не ты же покупала,

Покупали женихи.



Я качалась на качели,

Потеряла брошку,

Не ругай меня, мамаша,

Я люблю Алешку.



Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я, как картинка.



Ярославские ребята

Невелики — удалы.

Нашу курочку рябую

На веревочке вели.



Не ругай меня, мамаша,

Что я простудилася.

Я у Коли в коридоре

Танцевать училася.



Мой дружочек, ох, хороший,

Да росточком очень мал,

Проводил меня до дому,

Я чихнула, он упал.



Я девчонка боевая

И нигде не пропаду.

С самолета упаду,

Отряхнуся и пойду.



Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Ведущая: Ой, да молодцы, ребятушки, развеселили нас.



Звучит фонограмма.



Ведущая: 

Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радуют кого-то

Наших прадедов работы.

Ну, детушки, повеселились, пора и за работу приниматься. Делу время, а потехе час.



Дети с родителями занимаются рукоделием, плетут веревочки. Звучит фонограмма.



Ведущая:

Россия, Россия, края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.



Дети вместе с родителями поют песню «Здравствуй, гостья зима».



Ведущая: А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.



Разыгрывается песенка-шутка: «Кум-воробей и кума».


— Дома ли воробей?

— Дома, кумушка.

— Что же он делает?

— Болен лежит. Болят, болят пяточки.

— Сходи, кум, в огород, сорви травки-мяточки, припарь себе пяточки.

— Парил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает!

— Дома ли воробей?

— Дома, кумушка.

— Что же он делает?

— Болен лежит. Болят, болят плечики.

— Сходи, кум, ты в огород, сорви травки-гречки, припарь себе плечики.

— Попарил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает!



Ведущая:

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

А у нас на весь двор

Еще пуще разговор.

Гуси — в гусли, утки — в дудки,

Тараканы — в барабаны,

Чечетки — в трещотки,

Чайки — в балалайки,

Кукушки — в колотушки,

А веселые скворцы заиграли в бубенцы.

Играют, играют, всех потешают.



Разыгрывается сценка «Уля и Филя». Филя и Уля в русских национальных костюмах. Они читают текст шутки и танцуют под русскую народную плясовую мелодию.



Уля: Здравствуй, Филя!

Филя: Здравствуй, Уля!

Уля: Где ты был?

Филя: У матушки.

Уля: Что мать, гостинцев прислала?

Филя: Мать прислала оладушек!

Уля: А где же они?

Филя: Я их под лавку положил!

Уля: Экий ты, Филя, чудак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и съел.

Филя: Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю…



Филя и Уля расходятся под русскую народную мелодию, затем вновь встречаются, здороваются.



Уля: Здравствуй, Филя!

Филя: Здравствуй, Уля!

Уля: Что мать прислала?

Филя: Мать прислала сарафан.

Уля: А где же он?

Филя: Я его в печку положил.

Уля: Экий ты, Филя, чудак.

Филя: А ты бы как?

Уля: Я бы его в шкаф повесила.

Филя: Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю…



Филя и Уля снова расходятся, пританцовывая, затем встречаются.



Уля: Здравствуй, Филя!

Филя: Здравствуй, Уля!

Уля: Что мать прислала?

Филя: Мать прислала барана.

Уля: А где же он?

Филя: Я его в шкаф повесил.

Уля: Экий ты, Филя, чудак.

Филя: А ты бы как?

Уля: Я бы его в хлев завела, сена дала, водой напоила.

Филя: Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю. Филя и Уля расходятся, затем встречаются.

Уля: Здравствуй, Филя!

Филя: Здравствуй, Уля!

Уля: Что мать прислала?

Филя:  Мать прислала Настюшку.

Уля: А где же она?

Филя: Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

Уля :Экий ты, Филя, чудак.

Филя: А ты бы как?

Уля: Я бы ее за стол посадила да чаем напоила.

Филя: Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.



Филя и Уля расходятся, затем встречаются.



Уля: Здравствуй, Филя!

Филя: Здравствуй, Уля!

Уля: Что мать прислала?

Филя: Мать прислала свинью.

Уля: А где же она?

Филя: Я ее за стол посадил да чаем напоил.

Уля: Экий ты, Филя, чудак. Филя-простофиля!



Свободная пляска Фили и Ули с последующим приглашением на пляску всех детей.



Ведущая: Молодцы, детушки. Вы славно потрудились. А сейчас я вам подарю талисманчики, которые вы повесите на веревочки. А вы знаете, что в старину очень любили чаевничать.

Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить — не дрова рубить». Вот и мы с вами сейчас пригласим наших гостей к столу. Вспомните, дети, как гостеприимные хозяева приглашают: «Милости просим». А вот и пироги поспели. (Вынимает пироги из печи). Как говорит народная пословица: «Что ни есть в печи, все на стол мечи».



Приглашает всех присутствующих к столу. После чаепития проводятся игры.



Ведущая:

У кого там хмурый вид,

Снова музыка звучит.

Собирайся, детвора,

Ждет вас русская игра.



Игра «Колечко, колечко».

Вместе с родителями выбирают считалкой ведущего. Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) — колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги». Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:

Колечко, колечко, катись на крылечко,

Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!



Вариант игры с несколько иным названием «В перстни» предлагает Г. Науменко.

Дети садятся в ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» — колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:

Я по лавочке иду,

Золот перстень хороню —

В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать!

Мне вам не сказать, не сказать!

Сидящие отвечают:

Мы давно уж гадали,

Мы давно перстень искали —

Все за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают:

Покатилось колечко с красного крылечка —

По овинам, по клетям, по амбарам, по сеням.

Найди золотое колечко!

Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.


Катерина

предыдущая  | "Никола Зимний" | следующая
Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий