Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы

Н.П.Колобкова, руководитель структурного подразделения Шожемская основная школа Архангельской области, Манушкина Е.И., учитель русского языка и литературы.



Вед.1:
Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.

Вед.2: И высочайшей вершиной этого мужества была Вов

Вед.1:  Эта война самая народная и поистине самая священная из всех войн на Земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.

Вед.2: Конечно, историки могут скурпулёзно подсчитывать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, количество сожжённых деревень, разрушенных городов…

Вед.1: Но не могут они рассказать, что чувствовала 7-летняя, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.

Вед.2: О чём думал 10-летний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

Вед.1: Об этом могут рассказать они сами.

Вед.2: Те, кто видел эту войну

Вед.1: Те, кто выжил в ту войну

Вед.2: Те, кто ещё живы

Вед.1: Те, кому 69 лет назад, не было ещё и шестнадцати

Вед.2: Те, чьё детство опалено огнём Вов, посвящается


На экране июньское утро (звучит музыка из песни «Поцелуев мост»)


Она: А здорово сегодня сказал наш директор!

Он: Да…(подражая мужскому голосу) Сегодня у вас замечательный день! Сегодня мы провожаем вас в последний путь…


Смеются


Он: Смотри - вот и солнце встает!

Она: Начинается новый день!

Он: День нашей новой жизни. Мы уже не школьники.

Она: Да… А казалось, что до этого так далеко!

Он: И вот уже выпускной вечер позади…

Она: Даже не верится, что мы в последний раз все вместе.

Он: Прощай, школа! Прощайте, учителя! Что нас ждет впереди?! Неизвестность…

Она: Почему «неизвестность»? Вот ты кем хочешь стать?

Он: Капитаном пассажирского судна.

Она ( к другим) : А ты?

Она: Я? Врачом.

Он: А я геологом.. . Мечтаю колесить по стране, сидеть у костра с гитарою.

Он: А я стану знаменитым футболистом. Меня уже пригласили в киевское «Динамо». Буду отстаивать честь страны в международных соревнованиях.

Она: А давайте устроим вечер воспоминаний о нашей школьной жизни. Итак, вечер воспоминаний 21 июня 1941 года!

Он: Да не 21 уже, а 22 июня! Уже без 15-ти 4!

Она: Сколько?

Он: Без 15-ти 4!

Она: Ой, и влетит же мне от мамы! Никогда в жизни так поздно домой не приходила!

Он: Ты хочешь сказать – так рано!

Он:

Июнь… Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Она:

Июнь…Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-ом, в мае…

Она:

Первое взрослое платье надела,

Первые туфли на каблуке.

Ах, этот вальс танцевать так хотела!

Бусы и ленты, рука в руке!

Он:

Бал выпускной закружил нас с тобою…

Вот и заря в проеме окна!

Она:

Нет, не заря, это зарево боя!

Это июнь – 22-е,

Год 41-ый – война!

Она:

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось!


Нарастающий гул самолетов, взрывы, стрельба. Выпускники пугаются, убегают.

Голос Левитана о начале ВОв

Песня «Священная война». (1 куплет)


Юноша:

Мы предчувствовали полыханье

Этого трагического дня

Он пришёл. Вот жизнь моя,

Дыханье.

Родина! Возьми их у меня!

Я люблю тебя любовью новой,

Горькой, всепрощающей, живой,

Родина моя в венце терновом,

С темной радугой над головой.

Но настал, наш час, и что он значит

Только нам с Тобою знать дано.

Я люблю Тебя – и не могу иначе

Я и Ты – по прежнему – одно.

Девушка:

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом – солдат…

До свидания мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назал!


Песня «Огонёк»

 


Вед.1: Да, не ожидали, да, не были готовы. Но уже 22 июня смерть уносила жизни людей, уже 22 июня.

Девушка:

Разорвалась земля от снаряда

Вы не знали, что это – война

А я уже шла с вами рядом

И глядела по сторонам.

Смерть везла на разбитой телеге

И мешала кровавую грязь.

Далеко ещё было до снега,

Был июнь, но морозило вас.

Вы же – дети, ещё пацанята

Но вы в списке моём уже есть!

Смерть не смотрит на возраст солдата

Не взирает на доблесть и честь!


Песня под гитару «Шла по Земле война, горели хаты…»


Вед. 2: Дороги войны … Сколько их пройдено советскими воинами по степям и болотам, каменистым перевалам и холмам, лесным массивам и чистым полем.


Песня «Эх, дороги»


Выходят чтецы:

1. Солдату мы слагаем оду!

Был ратный путь его тяжёл!

Он всё прошёл: огонь и воду,

И трубы медные прошел!



2. Шагал по вражескому следу

До завершающего дня,

И прочно выковал Победу

Из грома, стали и огня!



3.И, полная творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасённая Россия,

Как вечный памятник ему!


Песня «Баллада о солдате»


Вед.1:  А враг неистовствовал. На передовой взрывами снарядов и бомб был изранен каждый клочок Земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку бойцы.


Песня «Я вернусь победителем»


Вед. 2: Немцы не ожидали, что встретившись с горем, смертью, русские люди смогут жить, любить, радоваться. Стихи и песни, звучавшие на фронте в промежутках между боями, придавали силы бойцам, заставляли на короткое время забыть, что идёт война.

То грустная, то вольная, как ветер,

То грозная, зовущая на бой,

Подруга – песня! Нет нигде на свете

Другой такой подруги дорогой.


Танец под песню «Смуглянка»


Вед. 1: Сколько разных дорог,

Сколько судеб

Попадалось ему на пути

Шёл солдат сквозь огни, сквозь пули

Знал одно – нужно дальше идти!



Сценка «Солдат и мать»

Солдат шагает по сцене, ему навстречу идёт Мать.


Мать: Алёша! Алёша! Сынок!

Солдат: Я не Алёша.

Мать: Прости солдатик, обозналась я… сынок мой такой же и ростом и годами. Тебе сколько?

Солдат: Восемнадцать.

Мать: И моему Алёше восемнадцать. А ты там, на фронте моего сына не встречал? Алексея Петрова…а?

Солдат: Нет, не встречал.

Мать: Если встретишь, то скажи, пусть даст весточку. Истосковалась я. Один он у меня.

Солдат: Я передам.


Мать уходит. Звучит продолжение мелодии. На фоне музыки. 


Солдат: И ведь мог этой женщине я сказать:

Видел сына, да, видел сердешного,

Но не смог я соврать…

Мама, если я забуду песню,

Ту, что пела ты у колыбели

Средь ночей под ливни и метели,

Надо мною голову склоняя,

Ты прости меня!

Пусть звучит во мне мотив военной песни,

Песня сердца, неба эта песня.


Солдат уходит со сцены.



Мальчик: Пропали без вести солдаты,

А доля жён и матерей:

Ждать, от рассвета до заката,

Шагов знакомых у дверей.



У каждого своё везенье,

Хотя и шли в одном строю.

Ты б дал им Господи спасенья -

Пропавшим без вести в бою.



Им силы дал не падать духом,

А перед смертью не страдать.

И не давал поверить слухам,

Что могут Родину продать.



Они ушли и не вернулись,

Но похоронки нет и нет.

И в ожиданье обернулись,

Почти что семь десятков лет.



Их жизнь для нас всего мгновенье,

Но знает каждый, стар и мал,

Что мы в долгу у поколенья

Всех тех, кто без вести пропал.



Пропали без вести солдаты,

А доля жён и матерей:

Ждать, от рассвета до заката,

Шагов знакомых у дверей.



Вед. 2: Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей – теми же бомбёжками, холодом, голодом, разлуками. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Время героическое и трагическое одновременно чеканило их характеры. Многие из них оказались в обстоятельствах выбора между жизнью и смертью.


Сценка «Солдат и девочка»

Звучит фонограмма взрывов, грохот, выбегает Девочка.


Девочка: Мама! Мама! Мама! (кидается к солдату)

Дядя солдат, помогите, стреляют, там, там мама, там стреляют.

Я боюсь, мне страшно, мне страшно там, там…

Солдат обнимает девочку, на фоне тревожной музыки:

Голос: Разве мало тебе этой боли, солдат?

Плач надрывный чужой исстрадавшейся матери!

Мало плачущих глаз,

Слёз бегущих рекой?

Вспомни: разве вот так дети плакали?!

Девочка: Сильный дядя солдат,

Он меня защитит.

Мою маму, мой дом,

Мой цветок сохранит!

Девушка:

Дитя сороковых

Мама, что, скажи мне, происходит?

И что же папа не приходит?

Почему оставил нас

И хлеба с солью не припас?

И почему на небе дым?

На звезды мы зачем глядим?

Ведь все равно их не видать…

Но все равно молчала мать.

Ах, мама, что же ты молчишь

И на меня ты не кричишь?

Ведь я опять в чулочках дырявых,

На моих ножонках вялых.

Почему мой братик спит

И ничего не говорит?

Он двое суток не вставал…

Но мамин голос все молчал.

Ах, мама, что за шум стоит?

И почему наш дом горит?

Зачем бегут все без оглядки?

Зачем же мы играем в прятки?

Скажи хоть слово, умоляю!

Ответишь, тут же умолкаю.

Не буду братику мешать…

Но все равно молчала мать.

И вот что, мама, я хочу.

Чтоб съели мы по калачу,

Кусочек сахара и чаю,

Пока по папе я скучаю.

А если папа не прийдет?

Меня кто на руки возьмет,

Раскрутит так, чтоб укачало?..

Но мама все равно молчала…

Не знала девочка, что стала

Сиротой,…ведь мать молчала…

И не удастся больше вновь

Родных почувствовать любовь.


Песня «Дети войны» в исполнении девочки


Вед. 1: Продвигаясь на восток, немцы объявляли так называемую мобилизацию населения на работу в Германию. Целыми эшелонами подростков вывозили за рубеж. Только в июле 1944 года более 40 тыс. детей были угнаны в Германию.

Вед. 2: Трудно рассказывать о войне. Трудно, потому что она потрясает до глубины души, и руки тянутся сразу ко всем книгам и письмам, и страницы кажутся не просто квадратами бумаги с оттиснутыми типографскими знаками, а теми вырванными из школьных тетрадей листками, теми страничками из комсомольских билетов, теми досками лагерных нар и даже шероховатыми кирпичами, на которых герои оставляли свои последние слова, обращённые к тем, кто останется жить.

Вед. 1: Март, 12, Лиозно, 1943 год.

Дорогой добрый папенька!

Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.

Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот...

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь.

Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.

А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!»

Играл патефон, подруги поздравили меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню.

А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, - и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.

Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья», - сказал он. Я очень боюсь «Клары». Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.

Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.

Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собой. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию. Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.

Не хочу больше мучаться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..

Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Катя Сусанина.

Мое сердце верит: письмо дойдет.

Вед. 2: В Германии проводили отбор. Кто покрепче – на биржу труда, кто слабый, больной – в концлагерь – на опыты.

На экране кадры жертв из концлагерей под музыку «Бухенвальдский набат»

Вед. 1: Самым зловещим символом зверского облика фашизма стали концентрационные лагеря смерти. В Бухенвальде уничтожено 56 тыс. человек, в Дахау – 70 тыс. человек, в Маутхаузене – более 112 тыс., в Майданеке – число жертв около полутора миллионов человек, в Освенциме погибло свыше 4 миллионов человек.

Вед. 2: 1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вёл советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к победе.

Мальчик: Ты помнишь, солдат, много весен назад

Полыхало закатами небо?

Ты шел через боль и твердил как пароль,

Как священную клятву: «Победа».

Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг,

Алый стяг, озаривший полнеба?

Ты помнишь друзей?

К ним на несколько дней

Опоздала в Берлине победа.

Мир помнит, солдат, много весен назад

Твое твердое слово: «Победа!»



Голос Левитана о победе в Вов


Вед. 1: В ходе Вов советскими вооружёнными силами было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромами вражеских группировок и соединений, тем самым умножая героизм и подвиг солдата и тружеников тыла. Погиб каждый 8- й. Их, погибших, более 27 млн. Среди живых не осталось человека, который не ведал горечи потери.

27 млн. ушли в бессмертие, чтобы жили мы. 78 погибших – герои – земляки.

Девушка: Сколько в войну сыновей вы утратили

В горе своем сединой убеленные

Над обелисками низко склоненные

Русские матери — сердцем открытые,

Как не сломились вы горем убитые?

Светлой зарею взошли над Россией,

Стали звездою ее негасимою.

В белые вьюги в цветении смородины

Низкий поклон вам от ласковой Родины

Вашим сынам, что стоят обелисками

Вечная память и скорбь материнская.

Вед.2: В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной, суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, мальчишек и девчонок, солдат и офицеров, погибших за нашу святую Землю.

Вед.1: Сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернётся, не обнимет детей, внуков, друзей, любимых. Склоняя головы перед их светлой памятью – освободим сердца от гнева и жестокости, вспомним, что мы сыны и дочери великого народа и будем достойны его! Поклонимся же низко тем, кто положил свою жизнь на алтарь Человечества. Почтим минутой молчания их память.


Минута молчания


Мальчик: Бессильна смерть,

Кровавый росчерк пули

Не зачеркнёт героев имена.

У их могил в почётном карауле

Стоит сегодня вся моя страна…

Стихотворение в исполнении мальчика.

Клянёмся! Ни единый выстрел

Не потревожит твой покой!

Великой памятью людской

Перед солдатским обелиском…

Вед.2: Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои

Вырастаю рощи над могилами

Славят жизнь по рощам соловьи.


Песня «Соловьи»


Девочка: Сегодня и года уже седы

С тех пор как минула война,

Но поздравляет с Днём Победы

Дедов и правнуков страна.

Спасибо, милые, родные,

Нас защищавшие тогда

И отстоявшие Россию

Ценою ратного труда

Мы поздравляем вас с любовью,

И правнуки запомнят день,

Омытой вашей чистой кровью,

Когда вовсю цвела сирень.

Вед.1: Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утраты, радость больших и малых побед, бесстрашия и доблесть героев.

Девушка: Читайте, люди, книги о войне.

Не бойтесь слёз и горечи и страха,

Смотрите, люди, фильмы о войне

И не стыдитесь горевать и плакать.

Учитесь, люди, мужеству у тех,

Кого живыми в землю зарывали.

Среди забот житейских и утех.

Не забывайте верности печали.

Ведь те, кого не стало за войну.

Кого сожгли, убили, растоптали,

Кто смерти отдал юность и весну,

Они за нас, за наши жизни пали.

Читайте, люди, книги о войне.

Не бойтесь слез и горечи и страха,

Смотрите, люди, фильмы о войне.

И не стыдитесь горевать и плакать. (Руфь Тамарина)


Песня «Белорусский вокзал»


Вед.2: Фронт проходил всюду – и на передовой, и в далёком тылу. Воевали все: мужчины и женщины, дети и старики. Великая тяжесть легла на хрупкие плечи женщин и детей. С годами мы всё больше и больше постигаем их бессмертный подвиг на войне. Их величайшую жертву, принесённую на алтарь победы.

Вед. 1:  Женщины отгремевшей войны. Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. На их плечах был тыл – заводы, фабрики, поля. Вручную поливали, сажали, копали, чтобы накормить солдат, без отдыха по 11-12 часов, без выходных, как следует не поев, не досыпая, работали в дни войны, без отдыха работали на станках, чтобы было чем воевать с фашистами.

Вед.2: Судьбы их не измерить привычной мерой и жить им вечно в благодарной памяти народной, в цветах, в весеннем сиянии берёзок, в первых лучах солнца на той Земле, которую они отстояли.

Примите женщины хвалу…

Все опирались в тяжкий час

На ваши руки, ваши плечи –

И побеждали! А без вас

И воевать то было б нечем.


Песня «солдатская вдова»



Девушка: Спасибо вам за всё, отцы и деды!

Тем, кто, врага штыком и пулей брал!

И тем, кто, приближая День Победы,

Неделями цеха не покидал.

Спасибо женщинам, трудившимся на нивах

Осиротевших сёл и деревень.

Спасибо вам за праздник наш счастливый,

За этот трудный и прекрасный день!



Песня « День Победы», слайды


Вед.1 (на фоне песни)

Поздравляем сегодня героев-отцов,

Всех военных, трудящихся тыла!

Поздравляем проливших за Родину кровь,

И отдавших последние силы!

Соболезнуем павшим, им память на век,

И на все времена в сердце нашем!

Поздравляем с Победой сегодня и тех,

Кто в числе без известья пропавших!

Поздравляем живых, тех, кто с нами сейчас,

Вас заботами пусть окружают

Ваши правнуки, внуки и сыновья,

И все те, кто Вас любят и знают.


Колобкова Наталья Павловна, Манушкина Елена Иванов

предыдущая  | "Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы" | следующая
Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий