Хлеб - всему голова

праздник для учеников 1-4-х классов



Цель: Формирование бережного отношения к хлебу.



Задачи:

1. Углублять знания учащихся о хлебе.

2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.

3. Развивать логическое мышление.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом.

6. Развивать воображение.



Оформление зала: На столе - каравай на рушнике или тарелка с нарезанным ломтями хлебом, на доске — связки баранок, рисунки с изображением хлеба. Если есть возможность, можно поставить в вазу колоски пшеницы.



Действующие лица

Пекарь.

4 ребенка.



Элементы костюмов

Пекарь — колпак, белый халат, корзина с хлебобулочными изделиями.

Дети — одеты в обычную школьную одежду.



Реквизит

«Булочки» из пенопласта или поролона.

Несколько стаканов компота.

Рисунки, схематически изображающие этапы выпечки хлеба.

Соленое тесто.



Праздник начинается со сценки.



Звенит звонок.



1-й ребенок: Перемена! Скорее в столовую!



Три или четыре человека рассаживаются за стол, стоящий на сцене. На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.



2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!

3-й ребенок: С хлебом не смешно шалить!

4-й ребенок (тот, кто баловался): Мне забавно одному!

1-й ребенок: Это (показывает на булочку) голова всему!!!



Дети разбегаются.



Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота»):

Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет как нет...

Хлебозавода мы работники,

Вам из пекарни шлем привет!!!



Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. А сценку вы хорошую показали. Часто дети балуются с хлебом! Часто! Но вы-то не такие?

Дети: Нет!

Пекарь: Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе? Дети: Выпекает хлеб!

Пекарь: Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.



Игра «Откуда берется хлеб»

Детям покрывают рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном .порядке.



За верную последовательность ребенок награждается сушкой.




Пекарь: Молодцы, ребята!!! Ох, много у нас на хлебозаводе работы. Сначала машины привозят муку и она хранится у нас в подвалах. Потом ее просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста что только не выпекают — его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички — настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю. Читает стихотворение «О хлебе»:

У крестьян торжественные лица,

Поле все зарей освещено.

В землю за колхозного станицей

Хлебное положено зерно.



Спит оно в кубанской колыбели.

Как отец, склонился над зерном

В куртке, перешитой из шинели,

Бледный от волненья агроном.



Пусть же нива буйно колосится.

Будут этой осенью полны

Нашей рожью, нашею пшеницей

Все зернохранилища страны.

Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жара...

За время посевной хлеборобы сталкиваются со множеством трудностей— это и засуха, и палящее солнце. Вот какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе!

А вы хлеб любите?



Дети: ДА!!!



Поют песню на мотив «Песенки пропето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким...

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Ничего вкуснее нет!!!



В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.



К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки...

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки...



Пекарь: Да, прямо гимн хлебу получился!!! Я доволен!!! Только вот о пирожках забыли... Но я вам сейчас напомню. А то сушки, ватрушки...



Игра «Мама пироги печет»


Читается стихотворение, которое сопровождается соответствующими действиями.

Вот так бабушка прядет,

Мама так пирог печет,

Так цыплят зовет сестра,

Я на липу влез с утра.

Колет дед вот так дрова,

Я несу их вглубь двора.

Так отец рубанком — струг,

Все умею я, мой друг!



Пекарь: Какие вы молодцы! Все успеваете! А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением.. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед Иконами, символизировал связь между людьми и Богом. А вы Можете рассказать мне какие-нибудь приметы, связанные с Хлебом?



Дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе, которые они подготовили заранее.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Без соли хлеб не еда.

Без соли, без хлеба — половина обеда.

Без хлеба куска везде тоска.

Без хлеба святого все приестся.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Всяк на себя свой хлеб добывает.

Горьки работа, да хлеб сладок.

Жнут порою, а жуют зимою.

За краюшкой погонишься — каравай потеряешь.



Пекарь: Раз уж речь зашла о караваях, я вам предлагаю самим попробовать изготовить каравай.



«Конкурс караваев»

Пекарь достает соленое тесто.

Сделать его очень просто: 1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5 столовых ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды; немного крахмала. Для цвета в тесто можно 5 добавить гуашь.

Дети берут по маленькому кусочку и в течение 10- 15 минут лепят маленькие «каравайчики».. Затем Пекарь устраивает выставку караваев. Наградить желательно всех «пекарей».



Пекарь: Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам на завод брать — такие у всех караваи чудные! А пока караваи «пекутся» — сохнут, я предлагаю вам сыграть в игру опять же о пирожках.



Игра «Жок-жок-жок — это пирожок»

Пекарь читает стихотворение, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.

Жок-жок-жок — это (пирожок).

Шки-шки-шки — мама жарит (пирожки).

Шки-шки-шки — мы любим (пирожки).

Жок-жок-жок — кушай, Женя, (пирожок).

Ач-ач-ач — вот (калач).

Чи-чи-чи — пекутся в печке (калачи).

Чи-чи-чи — мы любим (калачи).

Чи-чи-чи — на праздник будут (калачи). )



Пекарь: Многие поэты славят в своих стихах хлеб. А вы знаете стихи о хлебе? Дети читают по очереди строчки из стихотворения:

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.



Пекарь: Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А загадки разгадаете на «хлебную» тему?



Отгадать легко и быстро: М

ягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)



Птица Юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)



У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени... (Мука)



Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)



Вырос в поле дом. Полон дом зерном.

Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно)



Все загадки отгадали!!! Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Хлеб нужно беречь!



Дети по очереди читают строчки стихотворения:

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!



Пекарь:
Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!



Читая стихотворение, Пекарь раздает детям булочки из своей корзины.



Пекарь уходит. Звучит любая песня о хлебе.


Катерина

предыдущая  | "Хлеб - всему голова" | следующая
Авторизируйтесь что бы добавить свой комментарий